- ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ
- в соответствии со ст. 440 ГК товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 439 ГК, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется.В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 439 ГК, в течение определенного периода времени, установленного договором (гарантийного срока). Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.Ст. 441 ГК определены правила исчисления гарантийного срока. Так, по общему правилу, гарантийный срок начинает течь с момента передачи товаров покупателю (ст. 428 ГК), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора розничной купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок исчисляется со дня доставки товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или в сборке, - со дня его установки (подключения) или сборки. Если потребитель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, которые обязаны осуществить продавец или уполномоченная им в соответствии с договором организация (индивидуальный предприниматель), либо в нем имеются недостатки, либо он не может использоваться потребителем по иным причинам), гарантийный срок не исчисляется до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки (подключения) или сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, этот срок исчисляется со дня заключения договора розничной купли-продажи.Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с гарантийным сроком на основное изделие. На товар (комплектующее изделие), переданный продавцом взамен товара (комплектующего изделия), в котором в течение гарантийного срока были обнаружены недостатки (ст. 446 ГК), устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененный, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.Гарантия качества работы определяется ст. 675 ГК, согласно которой в случае, когда законодательством, договором подряда предусмотрено предоставление подрядчиком заказчику гарантии качества работы, подрядчик обязан передать заказчику результат работы, который должен соответствовать требованиям п. 1 ст. 674 ГК в течение всего гарантийного срока. Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором, распространяется на все, составляющее результат работы.В частности, в соответствии с п. 6 - 10 ст. 30 Закона от 9 января 2002 г. "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а если он не установлен, - в пределах 2 лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или 3 лет в отношении недостатков в строении или в ином недвижимом имуществе. Требование о безвозмездном устранении таких недостатков выполненной работы (оказанной услуги), которые могут представлять опасность для жизни или здоровья потребителя, может быть предъявлено потребителем или его правопреемником в течение 10 лет с момента принятия результата работы (услуги), если в установленном законодательством порядке не предусмотрены более длительные сроки (сроки службы). Такое требование может быть предъявлено независимо от того, когда обнаружены эти недостатки, в том числе и при обнаружении их по окончании гарантийного срока. Исполнитель отвечает за недостатки выполненной работы (оказанной услуги), на результат которой не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении выполненной работы (оказанной услуги), на результат которой установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результатов работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы. В случае, когда установленный договором гарантийный срок на результат работы (услуги) составляет менее 2 лет (менее 3 лет на недвижимое имущество) и недостатки выполненной работы (оказанной услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет (3 лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы (оказанной услуги), либо о соразмерном уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), либо о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно (при этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь), либо о возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. В случае выявления существенных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю одно из вышеуказанных требований, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если указанные недостатки обнаружены по истечении 2 лет (для недвижимого имущества - 3 лет) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услугу) срока службы или в течение 10 лет со дня принятия результата работы потребителем, если срок службы не установлен.См. также Гарантийный срок.
Юридический словарь современного гражданского права. 2014.